Культура, природа, кухня, язык и мода Италии до краев наполнены сочными красками и яркими эмоциями. Когда приезжаешь в эту страну и начинаешь жадно впитывать ее красоты, тебе невольно хочется взяться за кисть и запечатлеть на холсте изгибы зеленых холмов в свете солнца. А еще написать роман и оттенить в нем все прелести жизни. И, наконец, снять уютную виллу с видом на большую воду, чтобы каждое утро начиналось с вдохновения и чашки кофе. Пожалуй, на этом моменте я остановлю свои фантазийные порывы и скажу, к чему клоню. В Италии, где всегда светит солнце, все вокруг цветет, щебечет и благоухает, человеку непреодолимо хочется жить и творить. Сегодня мы прикоснемся к произведениям искусства эпохи Высокого Возрождения. Рассмотрим культовые работы итальянских художников, которые вот уже пять столетий поражают и вдохновляют зрителей.
Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», 1489 – 1490 гг.
Неземное благородство и монашеское целомудрие. Покатые белые плечи, ниточка черного жемчуга и длинные аристократические пальцы, которые напряженно держат за мягкую теплую шею беззащитного зверька. Мраморная кожа, тонкие губы, аккуратный нос, большие мирные глаза — оторвать взгляд от юной особы просто невозможно. Однако меня в этой картине привлекает не красота, воспетая виртуозным художником, а непроглядный мрак и обрамляющая контур средневековой девушки темнота. Конечно, вы можете возразить, сказав, что черный фон был традиционным для портретов того времени и вовсе не несет в себе ни малейшего смысла. Но мне так не кажется. Он как нельзя лучше оттеняет истинную порочность прекрасного существа. Любовница миланского герцога стоит вполоборота, отводит взгляд в сторону и, по одной из версий, держит в руках символ рода своего возлюбленного, которым прикрывает округлившийся живот. Она и вправду молода и прекрасна, но не так уж чиста и благородна, как могло показаться на первый взгляд.
Рафаэль «Сикстинская Мадонна», 1512 г.
Написав «Сикстинскую Мадонну», Рафаэль придал видимость потусторонней небесной реальности и сделал ее осязаемой. Он распахнул изумрудный занавес и показал зрителю мир, в котором царствует Бог. В окружении святых и ангелов изображена величественная фигура матери. Одетая в объемный хитон, она наступает на невесомые облака и будто бы идет навстречу смотрящему. На руках Мария держит нагого и беззащитного младенца. Его губы слегка поджаты, брови подняты вверх, взгляд полон тревоги. Лицо благочестивой женщины тоже пронизано едва заметной грустью. Совсем скоро она отдаст своего сына людям, которые жестоко распнут его на кресте. Но во имя любви и спасения заблудившихся душ она готова это сделать.
Микеланджело «Сотворение Адама», 1511 г.
«И сотворил Бог человека по образу Своему» — гласит Бытие 1:27. Сюжет из Ветхого Завета получил свое воплощение на одной из фресок Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело пишет настоящее, недоступное зрению чудо. Он запечатлеет момент рождения души и жизни в человеке.
Седовласый и могущественный Отец свободно парит над землей в окружении бескрылых ангелов. Он протягивает руку к своему творению, чтобы вдохнуть в него энергию жизни. В ответ Адам едва ли касается Бога вялой кистью, как вдруг его тело начинает оживать. Интересно, что фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего человека. Не менее любопытно, что его тело схоже и с очертаниями скалы. Дело в том, что Микеланджело изобразил Адама в момент, когда Отец наделяет его душой. После чего человек перестает быть частью пейзажа и становится сыном Бога.
Микеланджело «Давид», 1501 – 1504 гг.
Скульптура хмурого юноши по праву считается одной из самых известных и занимает лидирующую позицию по числу копий. Мраморный Давид, высота которого 547 см, поражает своей несокрушимой уверенностью, красотой сильного тела и натуралистичными эмоциями. Идеально гладкое лицо человека полно гнева, сведенные к переносице брови рождают морщины на лбу. Его взор устремлен на врага, в нем нет места колебаниям и сомнениям. В позе отсутствует напряжение. Заметно, что Давид уверен в своих силах, спокоен и сосредоточен. Несмотря на физическое превосходство соперника, будущий царь Израиля одерживает победу и спасает свой народ от захватчиков.
Тициан «Похищение Европы», 1560 – 1562 гг.
Древнегреческая мифология всегда оказывала удивительное воздействие на художников, давала им почву для размышлений и часто сподвигала на воплощение своих сюжетов. В 16-м столетии Тициан решает написать одну их таких историй на своем холсте.
Всемогущий громовержец Зевс, как оказалось, мало чем отличается от большинства мужчин. Он теряет рассудок при виде прекрасной Европы и решает ею завладеть. Чтобы привлечь внимание девушки, Зевс перевоплощается в белоснежного быка. Наивная Европа ведется на хитрый трюк и начинает гладить животное своими нежными руками, а затем садится ему на спину. Неожиданно чудо-бык уносит красавицу в море и делает ее своей женой. Настроение всеобщей тревоги Тициан отражает на небе, когда оно, будучи голубым и безмятежным, вдруг начинает заполняться темными непроглядными облаками. На редкость напуганными и даже суетящимися он изображает ангелов, летящих вслед за похищенной, а прекрасную девушку — обезображенной страхом и ужасом. Глаза быка Тициан пишет и вовсе обезумевшими. Благодаря контрастным тонам и избытку вихря, который создается посредством множества диагоналей, зритель становится вовлеченным в царящий вокруг героев хаос.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО